Греция и Рим — колыбель человеческой цивилизации. Даже спустя две тысячи лет влияние их культуры сохраняется во многих сферах — от даты Нового Года до множества терминов и заимствований. Логистика, как понятно из названия, тоже зародилась именно в этих государствах. Удивительно, но организацией поставок на профессиональном уровне занимались задолго до нашей эры.
Зарождение логистики в Древней Греции
В Древней Греции логистика существовала совсем не в той форме, в которой мы привыкли её воспринимать. Но термин Logistike появился именно там — примерно в V веке до нашей эры. Первые логисты занимались практическим счётом. Они сверяли отчёты чиновников, контролировали бюджет и государственные расходы, то есть больше напоминали бухгалтеров. Тогда причем здесь организация поставок?
В то время отдельные города и общины не были объединены в одну страну. Поэтому разные органы власти должны были заниматься всеми вопросами поставок самостоятельно: как в сфере торговли, так и в военных вопросах. Торговля между городами шла бойко, но ее организация складывалась стихийно. Помимо внутреннего грузопотока, товары шли из соседних государств и с завоеванных земель: Египта, Причерноморья, Сицилии и даже с Западной Европы.
Отправка зерновых, овощей, льна, керамики, ювелирных изделий и тканей из Древнего Египта по Нилу через Средиземное море в Древнюю Грецию (автор неизвестен).
Чтобы извлечь выгоду из регулярных торговых поездок, мудрые греки ввели пошлину на ввоз и вывоз товаров из-за границы. В свою очередь торговцы тоже стремились к прибыли и стали объединяться: нанимать один корабль и брать денежные ссуды на закупку товаров. А это уже очень напоминает современный подход.
Не стоит забывать и о военных поставках. Сражения с соседями (да и между собой) не обходились без поставок припасов и снаряжения. Поэтому логично, что война помогла развиться и логистике. За любым войском должна была следовать колонна с продовольствием и боеприпасами.
Влияние Римской Империи
Ну а Рим, как и во многих других сферах, перенял опыт Греции и дал ему мощный толчок развития. Работа логистов внутри Римской Империи — наглядный тому пример.
Основной задачей логистики было распределение продовольствия между разными участками империи. Огромная территория занимала пространство современной Италии, Испании, Португалии, Франции, Британии, всё побережье Средиземного моря и север Африки! На такой площади нелегко было обеспечить правильное распределение ресурсов. Именно от качественной работы логистов зависело жизнеобеспечение коренных жителей и появившихся колоний, а также доставка редких товаров с окраины Римской Империи в центр.
Военная логистика в Древнем Риме сделала легионы практически непобедимыми. Резервы питания и снаряжения хранились в огромном количестве в каждом городе. При необходимости они быстро поставлялись к армии наиболее удобными способами — по воде и суше.
Рональд Сидней Эмблтон (6 октября 1930 – 13 февраля 1988) — британский художник-иллюстратор. Сопровождение Римской армии продовольственными обозами.
Отвечал за безопасность поставок сам военачальник. Это было необходимо, ведь враги понимали, что сила римлян, в том числе в оперативных поставках провизии. На корабли снабжения часто нападали, поэтому их сопровождали специальные охранные отряды.
Когда и как продолжилось развитие?
Логистика присутствовала во всех развитых государствах того времени: знаменитый Великий Шёлковый Путь тому доказательство (кстати, ТрансСибирская магистраль построена именно по его маршруту). Позднее развивали логистику Византия («путь из варяг в греки»), Индия, Древняя Русь. Немалое влияние оказали на развитие искусства поставок многочисленные войны.
Особняком стоят завоевания Наполеона, который продвигался со своим войском по всей Европе. В это время изменились подходы к продуктам питания — чего стоит появление консерв. Еда долгого хранения сняла множество проблем в походах на большие расстояния. Ещё больше всё изменилось с появлением современного транспорта — поездов, автомобилей, самолётов.
Расстояние перестало быть помехой для перевозки даже быстропортящихся вещей. Во время Второй мировой войны появилось много новых маршрутов тыловой и военной логистики, которые нашли применение и в послевоенное время. И все же именно Древняя Греция и Римская Империя заложила основные принципы, по которым строилась логистика сотни лет. Удивительно, но ширина европейской железной дороги обусловлена исключительно шириной римских колесниц, для которых когда-то, две тысячи лет назад, проложили первые дороги для доставки провизии в отдалённые колонии.