В ряде случаев оно трактуется как совокупность бизнес-процессов, которые выполняются для удовлетворения спроса на продукцию, услуги или сервис. Представители функционального подхода определяют логистическую цепь как совокупность функций, выполняемых внутри и вне компании и направленных на максимально качественное выполнение предоставления продуктов и услуг пользователям. Зарубежные же авторы и вовсе используют термин «логистическая система».
Обобщив все подходы, используемые в России, можно вывести общее понятие: логистическая цепь — это система взаимодействующих звеньев, целью функционирования которых является поставка товара/услуги конечному потребителю. К ключевым звеньям этой системы относятся закупка и доставка сырья, производство товара, распределение, хранение и доставка клиенту.
Цепь поставок (народное название научного термина «логистическаяцепь») описывает полный путь, который должны пройти товары. Например, цепь поставок молока выглядит следующим образом: сбор молока на ферме, доставка его на завод для обработки, доставка на предприятия для разлива, передача оптовикам, и, в конце концов, его «попадание» на обеденный стол потребителя.
Особенности логистической цепи
Очевидно, что у каждого товара есть своя логистическая цепь, отличающаяся от других продуктов. Разница есть даже в одинаковых товарах, отличающихся только местом производства. Так, цепь поставок для одинаковых овощей, выращенных внутри страны и заграницей будет существенно отличаться. Импортные товары имеют более длинную логистическую цепь: кроме сбора и обработки, они должны преодолеть долгий путь к конечному потребителю, поэтому упаковка должна быть более прочной и практичной. Также у заграничных продуктов, как правило, насчитывается большее число оптовиков в цепи. И только после прохождения всего этого пути уловный кокос или банан оказывается на прилавке розничного магазина.
Логистическая цепочка для фруктов, выращенных в регионе, где они и будут продаваться, выглядит намного проще. Специальная упаковка для длительной транспортировки не требуется. Пропадает необходимость мелких оптовиков: представители торговых сетей сами едут на склад продукции и покупают необходимый объем товара.
Приведенные примеры достаточно упрощены, но разница между ними в общем понятна. В обоих случаях задействованы ключевые элементы:
- транспортные компании, доставляющие продукцию от одного участника системы к другому;
- склады для хранения товаров;
- посредники, поставляющие товар от производителя до потребителя.
Отличается только их количество и время, которые товар проводит в дороге. Но, независимо от количества элементов цепи поставок, цель у товаров одна — продукция должна попасть к конечному потребителю. Для ее достижения и работает вся логистическаяцепочка.
Виды логистических систем
Отличаются логистические цепи не только по количеству составляющих их звеньев, а и по месту, где происходит их формирование. Так, в зависимости от места возникновения, выделяются внутренние и внешние цепочки. Рассмотренные выше варианты относятся в второму варианту, поскольку в процессе их реализации взаимодействуют разные предприятия. Если же жизненный цикл товара или услуги проходит в рамках одной компании, то такая логистическая система называется внутренней. Зачастую она относится в коротким мини-операциям: поставка деталей или элементов между цехами одного предприятия.
Роли участников звена
Стоит также учесть, что роли и поставщиков, и потребителей в непостоянны. Например, сегодня компания получает товар и является принимающей стороной. Она выполняет свою функцию и передает этот товар дальше, уже выступая в роли поставщика. На практике это выглядит так: в городе Х работает оптовик, которые покупает товар в городе Y. В этой цепочке оптовик из города X является потребителем. А когда он будет продавать этот товар в своем городе розничным сетям, то компания уже будет выступать в роли поставщика.
Понятие логистической цепочки выглядит сложным только на первый взгляд. Но, уделив его изучение необходимое время, вы поймете все его особенности и сможете хорошо разбираться в этом элементе системы поставки товаров.