Металлические изделия и металл, перевозимые автотранспортом, принято разделять на следующие группы.
Во-первых, имеющие нормальный вес, обычные габариты.
Во-вторых, длинномерные, длиной свыше 8-ми метров.
В-третьих, обладающие весом одного места свыше 3-х тонн, то есть тяжеловесные.
Погрузка в автотранспорт
Готовятся связки, пакеты, эти пачки надёжно скрепляются, если перевозится тонколистная сталь (толщина до 4-х мм) или сортовая сталь (размер до 30-ти мм).
В каждую пачку помещается сталь одной партии. Но контрагенты могут договориться о транспортировке единовременно сортовой стали размером до 50-ти мм и листовой стали толщиной до 10-ти мм.
Когда заказывается ручная погрузка, каждая пачка не должна весить свыше 80-ти кг. Допускается погрузка механическим способом до 10-ти тонн металла.
Пачки обкручиваются проволокой или лентой как минимум в 2-х местах. Концы обвязки должны быть особо надёжными. Металлические листы, упакованные в пачку, скрепляют стальной лентой в 2 скобы.
Техника и документы для перевозки
Металл, соответствующий по габаритам и весу, перевозится автопоездами (бортовыми грузовиками). Длинномеры перемещают металловозами, прицепами-роспусками, тягачами с полуприцепами. А тяжеловесные листы перевозятся тягачами, оснащёнными прицепами-тяжеловозами.
Металлические изделия, сплавы, цветные металлы грузятся в крытые автомобили или же в специальные контейнеры. Перед погрузкой нарезанных изделий (гаек, винтов, болтов) и обработанных поверхностей слитков, этот груз смазывают нейтральным маслом, пресекающим развитие коррозии.
Нельзя допускать, чтобы металлические изделия и металл при транспортировке повреждались. Сплавы, слитки цветных, черных металлов и изделия из металла нужно дополнительно защищать от атмосферных влияний. Еще следует принимать меры, предотвращающие проявление остаточной деформации.
Способы упаковки металлических грузов
- На деревянные подкладки, в штабеля по профилям укладываются:
- уголки;
- швеллеры;
- двутавры;
- стальной прокат.
- Отдельные ряды прокатных изделий обособляются деревянными прокладками.
- Плоские сетки связываются в пакеты.
- Канаты из стали или скручиваются в бухты, или наматываются на барабан.
- Рулонные сетки перевязываются мягкой вязальной проволокой.
- Электроды оборачиваются бумагой, упаковываются в ящики.
- Проволока для сварочных полуавтоматов скручивается в бухты, покрывается водонепроницаемой бумагой, укладывается в ящик или упаковывается в тарную ткань.
- Укладываются в тару:
- винты;
- гайки;
- болты;
- шайбы;
- заклёпки.
- Цветные металлы, сплавы связываются в пачки, помещаются в тару. Когда же перевозятся листы или профили из алюминиевого сплава, под них нельзя подкладывать стальные подкладки, если они не обшиты древесиной или алюминием.
Правила транспортировки трубных изделий
Используются ящики, решётки, иная жёсткая тара, когда транспортируются:
- трубы из стали, имеющие диаметр до 60-ти мм, толщину стенок до 1-го мм;
- трубы, имеющие диаметр 60-120 мм, толщину стенок 1,5-3 мм.
Пакеты труб, произведённых из разных марок, стали и имеющих различный диаметр, можно укладывать в совместную тару, однако требуется использовать отдельную увязку. Вес 1-го грузового места не должен быть больше: 80-ти кг – при ручной погрузке; 5000 кг – при механизированной погрузке.
Если же перевозятся трубы в сортаменте, что не был обозначен выше, пакеты прочно увязывают в 2-х или более местах. Такой пакет не должен быть тяжелее 5000 кг.
Если диаметр труб 159 мм и свыше того, они транспортируются поштучно. Грузополучатель может предоставить согласие на перевозку трубных изделий диаметром от 114 мм до 159 мм.
По концам отводы и гнутые трубы следует закрывать, тогда атмосферная влага не сможет воздействовать на внутреннюю поверхность.
Отводы, диаметр которых размером до 100 мм, транспортируют в контейнерах. Аналогичные изделия меньшего диаметра, а также гнутые трубы перевозят бортовым транспортом. Такие трубы помещают в ящики или увязывают в пакеты, не допуская воздействия атмосферных осадков.
Не следует допускать, чтобы трубы бились или друг о дружку, или о металл, или о каменные предметы.
Загрузка прочих металлических изделий
Фитинги (детали для соединения частей трубопровода) укладываются при перевозке в ряд. В ящике или контейнере располагается до 40 кг изделий.
Когда грузятся металлоизделия разной длины на подвижной состав, сверху размещаются более короткие.
Загружая длинномерные изделия на прицепы-роспуски, нужно оставлять расстояние между грузом и кабиной. Прицеп относительно машины должен свободно поворачиваться на 90 град., причём в любую сторону.
К грузоотправителю предъявляется еще такое требование: изделия, имеющие цилиндрическую форму, он обязан закреплять на машинах и прицепах проволокой, тросами, деревянными клиньями.
Правила приёма и передачи груза
Металлоизделия и металл принимаются перевозчиком, проинструктированным по ПТБ, у грузоотправителя и передаются грузополучателю с учётом массы и грузовых мест. Подтверждающие данные фиксируются отправителем груза в ТТН.
Погрузочно-разгрузочные действия запрещается производить с помощью крана над кабиной машины, если в этот момент в ней находится водитель. А передняя часть кузова ТС изначально ограждается стальным листом, чтобы груз не повредил кабину.