Перевозка негабаритных грузов и так вызывает множество трудностей: поиск транспорта, подготовка дороги, укрепление мостов. А как перевозили такие объекты, которые даже по меркам негабарита нестандартны?
Самая большая в мире мельница для переработки золотой руды
В 2013 г. в России провели перевозку и установку самой большой в мире мельницы для обработки золотоносной руды. Сначала целый набор негабаритный частей перевезли из Бельгии в Россию на отечественном грузовом корабле «Рубин». Он перевёз все части мельницы за один рейс, хотя в них входило 58 негабаритных элементов, и ещё 9 — сверхгабаритных по 98 тонн каждая.
После разгрузки с корабля мельницу с помощью КАМАЗов погрузили на 9 грузовых платформ. Для того, чтобы провести весь поезд по городу Магадан, пришлось временно снимать линии электропередач и поднимать кабели оптоволокна. Благодаря быстрой и слаженной работе служб получилось вывести огромный груз из города всего за одну ночь. А для того. чтобы добраться до места назначения, пришлось дополнительно укреплять мосты и дорожное полотно.
Сверхтяжёлая ракета-носитель «Сатурн-5»
Многие рекорды по перевозке негабарита в США связаны с космической отраслью. Ракета-носитель «Сатурн-5» использовалась в программе «Аполлон», посадке на Луну, для выведения на орбиту космической станции. Её общий вес — более 2 800 тонн!
От места создания и сборки до стартовой площадки её пришлось перевозить на специально разработанных для этой операции гусеничных транспортёрах. Произошло это в 60-х годах XX века, когда грузовой транспорт был ещё не таким совершенным, как сейчас. На момент создания транспортёров (1965 год) они были самой крупной грузовой самоходной техникой во всём мире и держали этот рекорд до 1969 года. Кстати, эти же транспортёры использовались и на следующей космической операции США: запуске орбитальной станции «Скайлэб».
Метеорит «Мыс Йорк»
Мыс Йорк — крупный метеорит, который упал на Землю около 10 000 лет назад. Когда его обнаружил американский исследователь Роберт Пири, он захотел перевезти его в Американский музей естественной истории. Главная сложность заключалась в расположении — осколки находили на острове Гренландия.
Обломки метеорита размерами 3,4 × 2,1 × 1,7 м перевезли на пароходах в США. Это сравнительно небольшой по нашим меркам груз, однако эта перевозка произошла в конце XIX века, когда ещё не было никакой грузовой техники. Огромные глыбы железа перевозили на импровизированных телегах из льдин с уложенными поверх досками, разгрузка пароходов происходила при помощи сложных гидравлических подъёмников.
За один рейс могли перевести только один обломок. К тому же из-за огромного количества металла на борту у команды не работали компасы и навигация: все устройства показывали не на полюса, а на сам метеорит.
В XX веке были обнаружены остальные куски метеорита, которые на уже более подходящей технике были развезены по музеям всего мира. На данный момент Мыс Йорка считается вторым по величине сохранившимся метеоритом.
«Гром-камень»
Говоря о перевозке метеорита, нельзя не рассказать о знаменитом Гром-Камне. Это мегалит, на котором стоит Медный Всадник. Масса камня — полторы тысячи тонн, а габариты — 13,0 х 8,0 х 6,0 м. Обработка камня проходила прямо в дороге, так что на место он прибыл уже в несколько уменьшенном виде.
Как же перевозили Гром-камень? Это был далёкий 1769 год, можно было надеяться только на живую силу и инженерную смекалку. Был создан целый комплекс блоков и рычагов, с помощью которых камень поднимали на платформу.
До самого Финского залива сделали специальную дорогу. Перевозка камня от места обнаружения до пристани заняла 3 месяца — с 15 ноября 1769 до 27 марта 1770 годов. Скорость перемещения камня была крайне низкой — около 30 шагов за сутки. Перемещали огромный груз с помощью системы лебёдок.
В Финском заливе камень был загружен на два парусных корабля. По воде камень доставляли осенью того же года. 26 сентября Гром-Камень, наконец-то, прибыл в Петербург.
40-метровый прогулочный теплоход
В 1996 году в Белоруссии пришлось по суше перевозить 40-метровый теплоход массой почти 90 тонн. Для этого использовали транспортёр МАЗ-7907, который был разработан для перемещения ядерной ракеты.
Поездку сопровождали электрики, которые при необходимости поднимали линии электропередач (высота грузового авто вместе с теплоходом была более 8 метров). Путь был недалекий — всего 200 километров, но его преодолели за 5 дней. Машины двигались со скоростью в 5-10 километров в час. Доставка завершилась успешно, и теплоход был спущен на воду в озеро Нарочь.
4891-тонная опреснительная установка
Испарительно-опреснительная установка массой 4891 тонну и длиной 124 метра считается самой большой в мире. Её масштабы позволяют обеспечить пресной водой три с половина миллиона человек. И, конечно, её было необходимо доставить от места сборки до пункта назначения в Саудовской Аравии.
Для перевозки был использован модульный транспортёр Scheuerle SPMT: 172 оси и 688 колёс. Только такой транспорт смог поднять и переместить огромную установку. Операция прошла в 2012 году и была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая масштабная перевозка на тот момент.
Зеркала для Большого азимутального телескопа
В горах Карачаево-Черкессии находится один из крупнейших телескопов Евразии. Когда пришло время менять одно из его зеркал, пришлось осуществить сложнейшую операцию по его доставке в обсерваторию.
Зеркало было создано в Подмосковье, стоимость работ превысила 250 миллионов рублей. Готовое зеркало имело массу 42 тонны, ещё 20 тонн — кейс, в котором оно находилось для сохранности. Тягач с зеркалом выехал в феврале, останавливаясь на передышку каждый раз, когда портилась погода.
Транспорт ехал со скоростью 40 километров в час, чтобы не испортить зеркало. В горах Карачаево-Черкессии путь был ещё сложнее: скорость на серпантине не превышала 10 километров в час. Спустя год 14 февраля 2018 года к телескопу, наконец, была доставлена ценная деталь.